Екатеринбург, ул. Советская, 58А
+7 (343) 310‑22-63, +7 (902) 876‑21-37
14viktor1973@mail.ru

Как уберечься от угона? Способы защиты от угона

Как уберечься от угона? Способы защиты от угона

С начала года на территории Екатеринбурга было похищено 732 автомобиля. Чаще всего угоны совершаются в Кировском, Чкаловском и Орджоникидзевском районах. Ежегодно автопарк Екатеринбурга увеличивается примерно на 10-12% каждый год, и сейчас в нашем городе уже 540 тысяч транспортных единиц. О том, как обстоит ситуация с кражами автомобилей, нам рассказал глава отделения розыска полка ДПС Екатеринбурга Сергей Гилев.

За последний год число угонов снизилось больше чем на треть. А как изменился состав угоняемых автомобилей?

Вообще, наиболее угоняемыми транспортными средствами в дневное время являются иномарки, а в ночное — автомобили семейства ВАЗ с первой по седьмую модель, то есть наиболее старые автомобили. Автомобили импортного производства угоняются, как правило, в дневное время с неохраняемых парковок, от торговых центров, и в основном, с центральной части города.Делается это для того, чтобы в большом потоке транспорта можно было незаметно уйти по переполненным улицам. Ночью угоны совершаются, как правило, без цели сбыта — просто чтобы покататься, в крайнем случае, разобрать его на запчасти. В дневное время угоняют машины целенаправленно, именно под заказ для дальнейшей легализации и перепродажи транспортного средства по поддельным документам.

Каково процентное соотношение угоняемых иномарок и отечественных автомобилей?

С начала года было угнано 732 машин. Из них иномарок с левым рулем было похищено 111, а с правым рулем — всего 15 единиц. А все остальные — машины отечественного производства.16_2

Есть мнение, что праворульные японские автомобили меньше подвергнуты угонам. Вы можете это подтвердить или опровергнуть?

Действительно, они составляют о числа угоняемых автомобилей около 8%, но их тоже зачастую угоняют под заказ на запчасти. Например, чтобы снять двигатель, кузовные запчасти – просто перебивают номера и распродают на запчасти.

И сколько из угнанных автомобилей удается найти, и существует ли какой-то «рейтинг популярности» среди угоняемых машин?

Мы возвращаем порядка 60% угнанных автомобилей: либо пострадавшие в аварии, либо просто брошенные. Как правило, нам удается найти именно те автомобили, которые были похищены без цели сбыта, то есть те, которые просто берут покататься, а потом бросают. Однако что касается автомашин, которые угоняют под заказ, то есть импортные машины или переднеприводные модели семейства ВАЗ, то результат по ним, мягко говоря, не очень блещет.В таких случаях угоняются и крупные внедорожники, например, в начале года угоняли Toyota LandCruiser, Lexus, также пользуются «популярностью» Mazda 6 и Toyota Corolla 2004-2007 года выпуска. Вообще, сейчас угоны — третий по привлекательности криминальный бизнес наряду с наркотиками и торговлей оружием.

Насколько значительные силы задействуются на борьбу с угонами?Насколько серьезно перед вами стоит такая проблема?

Что касается занятости личного состава, то ежедневно порядка 60 человек задействуется в ночное время, когда и происходит большая часть всех угонов. Порядка 18 групп угонщиков уже задержаны, среди которых больше всего несовершеннолетних — подростков 14-15 лет, с которыми работает один старший – около 18 лет. И к сожалению, наши суды не всегда используют арест задержанных. В нашей практике уже были случаи, когда мы неоднократно задерживали одно и то же лицо, но никак не можем его арестовать, поскольку ему всего 14 лет. Для него угон — это как хобби, то есть он просто не может пройти мимо автомобиля, чтобы не угнать его.

То есть несовершеннолетние так легко могут угнать автомобиль с сигнализацией?

Дело не столько в преступных навыках, сколько в полной безответственности и элементарной безалаберности наших граждан, которые не способны предусмотреть простейшую защиту от угона: отсоединить массу, снять центральный провод зажигания, вытащить бегунок с трамблера — никто этого делать не хочет. Кроме того, многие автолюбители оставляют в машинах ценные вещи, фотоаппараты, сумки, документы. Более 50% всех угнанных средств не оборудованы автосигнализацией, и более 30% угоняемых даже не застрахованы.

Что бы хотелось порекомендовать автовладельцам для защиты своего автомобиля?

В ночной период времени не оставлять транспортные средства без присмотра, ставить их на охраняемых и лицензированных автопарковках, оборудовать транспортные средства системами сигнализации. Что по иномаркам, то можно посоветовать оставлять днем кого-то взрослого в салоне, ни в коем случае не оставляйте там детей. Сейчас угонщики работают с противосигнализациями, различными сканерами, поэтому проникнуть в машину не составляет труда.

А удавалось ли вам выйти на след профессиональных угонщиков, которые работают под заказ?

Да, мы работали совместно с Уголовным розыском и задержали группу, которая занималась угоном Daewoo Nexia, Mitsubishi Lancer на территории Октябрьского района. Они покупали документы сожженных или пострадавших в аварии автомобилей, у которых кузова и двигатели не подлежали восстановлению, и под эти документы угоняли машины. Перебивали на них номера кузова и номера двигателя, а затем перепродавали в нашей области или в других регионах. Таким образом, за полтора года они угнали и перепродали 44 машины: 20 нам удалось вернуть, а остальные продолжаем искать.Другие разработки, конечно, есть, но в большей степени это вопрос к Уголовному розыску, поскольку это их зона ответственности, и они не всегда делятся с нами информацией. Вы говорили, что довольно много угонов совершается в дневное время с неохраняемых парковок, в том числе и от торговых центров.

Какие меры вы предпринимаете на этом направлении?

Должен сказать о совместной работе с администрацией города, с УВД города, мы неоднократно проводили рабочие встречи с руководителями торговых центров. Действительно, есть положительные моменты, мы добились снижения краж и угонов от торговых центров примерно на 40-50%. Если в прошлом году их было 65, то в этом году уже 33. Это произошло за счет увеличения систем видеонаблюдения, усиления физической охраны, сокращения въездов и выездов с прилежащих парковок.Лидером по угонам продолжает оставаться торговый центр IKEA: из 33 угонов 11 было совершено там.

Ведется ли какая-то статистика по самым эффективным или неэффективным средствам защиты автомобилей?

Самое элементарное — это, наверное, нанесение маркировки ЛИТЭКС или ДатаДот. Это порядка 200-300 штрих кодов, нанесенных на все узлы и агрегаты. То есть если даже перебить номера на кузове и двигателе, то все остальные точки останутся. Причем стоимость этих нанесений составляет от 3 (ЛИТЭКС) до 6 (ДатаДот) тыс. рублей, то есть гораздо ниже, чем спутниковая сигнализация, которая доходит до 40 тыс. рублей. Но когда преступник видит, что машина вся в маркировках, он понимает, что ему придется перебивать не 2 номера, а 200-300, причем на специальном оборудовании. Понятно, что угонять такую машину для реализации просто невыгодно.Плюс есть еще автолюбители, которые элементарно ставят различные «секретные» кнопочки, которые отключают массу или блокируют топливную систему. В Москве владельцев дорогих машин еще называют парашютистами, потому что на светофоре грабители просто открывали дверь и вытряхивают их из салона.

Насколько распространены такие грабежи у нас в городе?

Угоны с физическим насилием, по большей части, относится к большим городам: Москве и Санкт-Петербургу. У нас таких фактов не много — всего два на моей памяти: один раз женщину и один раз мужчину. Это все.

Были случаи обнаружения автомобилей, угнанных в других регионах?

Насколько часто это происходит, и откуда идут такие автомобили?За прошлый год мы выявили около 5 машин, информация об угоне которых к нам поступила из других регионов. Как правило, автомобили, угнанные в Европе и разыскиваемые Интерполом, у нас не выявляются. Таких машин у нас очень мало. Кроме того, такие машины очень сложно выявить на месте — требуется специальная экспертиза, которая далеко не всегда оправдана.

Если говорить о законодательной стороне, то какие изменения необходимы, чтобы сделать борьбу с угонами более эффективной?

У нас достаточно прецедентов, когда задержанный угонщик говорил, что взял машину с целью покататься, и просто уходил от уголовной ответственности. Действительно, очень трудно доказать: угнал он ее с целью сбыта или взял покататься. А в качестве примера жестких мер можно привести Узбекистан. Там, если ты просто сел за руль чужой машины, то можешь сесть на 10 лет, и не надо доказывать, взял ты ее покататься или просто решил прикуривателем воспользоваться. По крайней мере, мы за то, чтобы были отменены те рукописные доверенности, которые были введены несколько лет назад. Преступник может просто сесть в машину, тут же написать доверенность, и пока идет план «Перехват», он с этой доверенностью может доехать до Челябинска.

Автор: Антон Тримайлов

Комментариев нет

Добавить комментарий